22 марта 2024 года в Нижнем Новгороде проходил Форум науки и искусства «Универсум», организаторами которого традиционно выступили Университет Лобачевского и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ, Арсенал). Со-организаторами форума этого года стали Национальный исследовательский Томский государственный университет и Сибирский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина. Кураторы форума: Анна Гор, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по региональному развитию и Елена Шлиенкова, декан Высшей школы искусств и дизайна (на правах факультета) Университета Лобачевского.
Тема Второго Форума науки и искусства «Универсум» – «ЭКСПЕДИЦИЯ». Границы познания и границы территорий, за которыми скрыты новые смыслы, находки, открытия. Мы продолжаем наш поиск формулы идеального Университета как территории связей, соединения наук, исследующих различные аспекты Вселенной, с науками, изучающими человека в этой Вселенной. Каков инструментарий исследователя? Какие маршруты он выбирает? Как формируется его научный аппарат и меняется оптика восприятия в новых реалиях? Настоящий ученый и художник – первооткрыватели. Каждый из них готов рисковать жизнью и репутацией, чтобы докопаться до истины и принести ценный трофей. А убедиться в своей правоте возможно только лично, только двинувшись в путь, не останавливаясь, не сомневаясь. И так до бесконечности.
«Экспедиция — очень важная позиция для любого человека, потому что, в сущности, каждый из нас находится в экспедиции, проживая свою жизнь, осмысливая ее, изучая, смотря на нее изнутри и со стороны и двигаясь по заданной траектории. Очень многие науки используют ее как тип исследования. И это не просто получение новых знаний, но еще и особое эмоциональное состояние, драйв в новых для исследователя условиях, иногда сложных. Это выход из зоны комфорта для получения неожиданных специфических знаний, которые приведут к открытиям. Думаю, в эти два дня нас ждут открытия в смежных дисциплинах», — отметила заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по региональному развитию Анна Гор.
Универсум 2024 года прошел в период завершения трехчастного выставочного проекта Арсенала, посвященного трем большим периодам в истории искусства «Названо Вазари. Готика – Возрождение – Маньеризм» (2021-2024). Несмотря на условность деления периодов, третья часть «Маньеризм» – рубеж XV-XVI веков отсылает нас ко времени Великих географических открытий, изучению, культурному обмену и столкновению разных миров, укладов и цивилизаций. Это период интеллектуального пиршества для ученых, исследователей, путешественников, художников, период глобальных трансформаций и формирования коллекций, заложивших основы фондов многих современных музеев, в том числе, университетских. Проект «Названо Вазари» является для нас еще одним ключом межкультурной и трансдисциплинарной коммуникации и универсальной стратегии взаимодействия мира науки и искусства.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. Университет
22 марта состоялось официальное открытие форума. Как отметила в своем приветствии министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова, самые интересные проекты рождаются на стыке музейных и театральных практик, науки и искусства, и форум «Универсум» — именно такой.
«В научных работах и в произведениях искусства мы изучаем, исследуем, раскрываем одни и те же темы, но подход и результат — разные. И если говорить о точке, где наука и искусство сходятся максимально близко, то это, конечно, музей. Неслучайно именно филиалы Пушкинского музея и университеты — основа форума. Не сомневаюсь в том, что эти дни обмена опытом, познания нового вдохновят на новые проекты и серьезную работу участников и из Нижнего Новгорода, и из Томска», — отметила Наталья Суханова.
И.о. ректора, проректор по науке и инновациям ННГУ им. Н. И. Лобачевского Михаил Грязнов подчеркнул значение ставшего уже традиционным форума для развития научного и художественного познания мира и выделил две ключевые цели мероприятия.
«Первая цель — популяризация науки, технологий, искусства. Вторая — поиск механизмов, инструментов взаимодействия академического научного сообщества и представителей сферы искусства. И на этом пути наш университет сделал большой шаг, создав в 2022 году новый факультет — Высшую школу искусств и дизайна. Это новая площадка, на которой и происходит диалог науки и искусства. Мы надеемся, что это будет не только образовательное подразделение, но и научный центр, где можно реализовывать сложные мультидисциплинарные проекты. У ННГУ есть все возможности, чтобы организовать такое взаимодействие. В настоящее время мы ведем 350 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в самых разных областях — от философии и филологии до квантовых технологий и космической связи».
Форум шел синхронно в формате телемоста на площадках двух городов Нижнего Новгорода и Томска и собрал в первый день работы более 600 участников и представителей 14 вузов из разных городов и регионов страны: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Казань, Оренбург, Тольятти, Северск, Челябинск и др.
«В прошлом году, на I Форуме, мы договорились со всеми руководителями филиалов ГМИИ им. А. С. Пушкина о том, что „Универсум“ надо делать сетевым и кочевым — надо перемещаться между регионами, в которых находятся как раз исследовательские университеты и филиалы Пушкинского музея», — рассказала исполняющая обязанности декана Высшей школы искусств и дизайна ННГУ им. Н. И. Лобачевского, куратор форума Елена Шлиенкова.
На официальном открытии форума проректор по науке и инновациям Михаил Грязнов вручил Анне Гор благодарственное письмо ректора за активную и действенную помощь в осуществлении учебной и научной деятельности ННГУ.
Открыла деловую программу панельная дискуссия в формате телемоста с коллегами из Томска «Границы познания. Экспедиция как метод исследования». Модератор – Александр Пономарев, действительный член Российской академии художеств, основатель и комиссар первой Биеннале современного искусства в Антарктиде (Москва). Участниками дискуссии стали: Мария Ведунова, доктор биологических наук, профессор, директор института биологии и биомедицины, заведующая кафедрой общей и медицинской генетики ННГУ (Нижний Новгород); Татьяна Ильина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина, руководитель Гермонасской археологической экспедиции, хранитель памятников прикладного искусства и коллекции слепков (Москва); Татьяна Мартынова, главный хранитель Музея-архива Д.И. Менделеева, СПбГУ, главный редактор журнала «Музей», издательство «Панорама» (Санкт-Петербург); Ирина Баканова, кандидат филологических наук, доцент, директор Музейного центра, профессор кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ (Москва); Сергей Кирпотин, профессор, директор Центра превосходства «БиоКлимЛанд» ТГУ (Томск); Наталья Александрова, кандидат исторических наук, заведующая отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва); Карлыгаш Сергазина, кандидат исторических наук, учёный секретарь Федерального центра гуманитарных практик, доцент кафедры истории религии УНЦИР РГГУ (Москва).
Второй телемост молодых популяризаторов науки и искусства был посвящен теме «Границы территории. Маршруты и навигация». Модератор — Татьяна Мартынова, главный хранитель Музея-архива Д.И. Менделеева, СПбГУ, главный редактор журнала «Музей», издательство «Панорама» (Санкт-Петербург)». Участники представляли одну из пяти предложенных сфер: космос-топос-логос-полис-природа.
Команда Нижнего Новгорода:
КОСМОС — Евгений Кипелкин, студент химического факультета (фундаментальная и прикладная химия) ННГУ, лектор Российского Общества «Знание», резидент Парка Науки ННГУ; ПОЛИС — Степан Грозов, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории социальной антропологии, представитель Центра междисциплинарных антропологических и социокультурных исследований института международных отношений и мировой истории, ассистент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук ННГУ; ПРИРОДА — Евгения Федорова, хранитель музейных предметов отдела учета фондов Музея ННГУ.
Команда Томска:
ЛОГОС — Елена Яркова, кандидат филологических наук, ассистент кафедры романо-германской филологии, старший научный сотрудник лаборатории «Компаративистика и имагология» филологического факультета ТГУ; ТОПОС —Кирилл Полищук, лаборант палеонтологического музея геолого-географического факультета ТГУ; ПРИРОДА — Алексей Редникин, младший научный сотрудник научно-производственной лаборатории инженерных изысканий и технологий природопользования Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) ТГУ.
Деловая часть программы завершилась встречей с Екатериной Беляевой, руководителем Центра новых образовательных программ, руководителем магистратуры «Технологическое искусство» (ArtTECH) НИТУ «МИСиС» (Москва), где речь шла об экспедиции как способе работы с культурной идентичностью региона на примере проектов технологического и научного искусства.
Первый день форума финишировал специальной музыкальной программой — лекцией-концертом «Музыкальная этнография: от экспедиции до трансляции» от фольклорно-этнографического ансамбля «Синий Лен» п/у Елены Тихомировой, лауреата международных и всероссийских конкурсов (Нижний Новгород). Модератор музыкальной программы форума — Ксения Ануфриева, кандидат искусствоведения, куратор музыкальных проектов Арсенала.
В фонде ансамбля – более 150 дипломов о победах в конкурсах различного уровня. В творческие задачи коллектива входят изучение и исполнение традиционных нижегородских песен, наигрышей, хороводов, обрядов в их подлинном аутентичном виде. Участники ансамбля ездят в экспедиции, собирают фольклорный материал, расшифровывают и исполняют, создают фольклорные программы. В рамках «Универсума 2024» ансамбль представил в живой интерактивной форме взаимодействия со зрителями результаты своих экспедиций.
На площадке Университета была организована онлайн-трансляция первого дня форума. В связи с отменой массовых мероприятий 23 и 24 марта в Арсенале были произведены студийные записи ряда экспертных встреч.
Участники Форума также имели возможность поучаствовать в очной части краткосрочной программы повышения квалификации «Арт-медиация и кураторские стратегии: универсум науки и искусства» (72 часа). Заочная часть программы включает в себя серию лекций и встреч с экспертами форума в апреле 2024 г.: Никита Шангин, Почетный архитектор РФ, лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» (2000), гран-при Международного фестиваля «Зодчество» (2005), «Хрустальный Дедал», профессор МАрхИ (2010-2020) (Москва); Татьяна Мартынова, главный хранитель Музея-архива Д.И. Менделеева СПбГУ, главный редактор журнала «Музей», издательство «Панорама» (Санкт-Петербург); Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки «Названо Вазари. Маньеризм» (Москва); Иван Гринько, доктор исторических наук, главный научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва). По итогам обучения зарегистрированные на программу участники получат удостоверение о повышении квалификации ННГУ.
Еще один бонус для участников «Универсума» — «Мастерская опыта Маньеризма» — квест для абитуриентов Высшей школы искусств и дизайна (на правах факультета), который даёт возможность получить дополнительные баллы при поступлении на одну из программ магистратуры: «Медиаарт и искусственный интеллект» и «Менеджмент культуры и музеев», а также направление «Дизайн» уровня бакалавриата, открываемого в этом году в ННГУ.
По итогам работы Форума будет опубликован очередной сборник материалов (индексация в РИНЦ) по следующим темам:
Статьи принимаются до 30 июня 2024 года после регистрации и проверки на соответствие тематике сборника.
Проведение Форума планировалось в течение двух дней – 22 и 23 марта одновременно в двух городах – в Нижнем Новгороде на площадках ННГУ и Арсенала и в Томске в ТГУ и Кабинете Пушкинского, а также 24 марта в нижегородском Доме архитектора в рамках параллельной программы. К сожалению трагические события, произошедшие 22 марта в Подмосковье в «Крокус Сити Холл», не позволили полноценно реализовать всю событийную программу. Наши сердца с теми, кто пережил и продолжает переживать эту катастрофу.
30 марта — 1 апреля 2023 года Университет Лобачевского и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Арсенал) провели Форум науки и искусства «УНИВЕРСУМ / UNIVERSUM», посвященный популяризации современного научного знания и технологий, эффективного взаимодействия академического сообщества с представителями сферы искусства и креативных индустрий, а также разработке совместных проектов на стыке науки и искусства.
Форум был приурочен к прошедшему в стенах Арсенала выставочному проекту «Названо Вазари. Возрождение» (20 декабря 2022 года — 9 апреля 2023 года).
На Форуме впервые собрались руководители всех филиалов ГМИИ имени А.С. Пушкина: Северо-Западного, Балтийского, Уральского, Сибирского, Северо-Кавказского и Волго-Вятского. В форуме приняли участие более 500 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Калининграда, Томска, Иркутска, Горно-Алтайска, Владикавказа и др.
Три насыщенных дня – три площадки: Университет Лобачевского, Арсенал, Институт прикладной физики РАН.
В первый день – день «Университета» – 30 марта 2023 года на официальном открытии форума состоялось подписание двух соглашений о сотрудничестве: Университета Лобачевского с ГМИИ имени А.С. Пушкина и Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина.
«Сегодняшний обмен соглашениями с двумя партнёрскими культурными институциями – это важнейшее событие, которое закрепит уже стартовавшее сотрудничество в деле развития созданного осенью 2022 года нового подразделения ННГУ – Высшей школы искусств и дизайна. Университет находится в постоянном движении, развитии, реализации масштабных проектов и планов, и появление ещё одной структурной единицы – это всегда старт новой истории, закладка ещё одной университетской традиции. Замечательно, что по этому важному пути с нами рука об руку идут такие масштабные культурные центры федерального уровня», – отметил и.о. ректора ННГУ им. Н.И. Лобачевского Олег Трофимов.
Также на площадке ННГУ прошли круглый стол «Университеты и центры современного искусства: аспекты взаимодействия», модераторами которого выступили заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина по региональному развитию Анна Гор и и.о. декана Высшей школы искусств и дизайна ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Шлиенкова, открытая дискуссия «Новый факультет – новые возможности» при участии и.о. ректора ННГУ Олега Трофимова, заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе Ильи Доронченкова, художественного руководителя НГАТОБ им. А.С. Пушкина Алексея Трифонова, директора Института информационных технологий, математики и механики ННГУ Николая Золотых и модерацией и.о. декана Высшей школы искусств и дизайна ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елены Шлиенковой.
Самым ожидаемым и интригующим стал «Консилиум» – разговор искусствоведа (Анны Гор), врача (и.о. директора Института клинической медицины ННГУ Натальи Григорьевой) и коллекционера (Дмитрия Володина) у произведения голландской живописи XVII века – Хендрика Блумарта.
Затем эксперты форума получили возможность познакомиться с новым экспозиционным пространством «БиоАртЛаб» Музея ННГУ в сопровождении художника, куратора, эссеиста и популяризатора науки Евгения Стрелкова.
Обширной была программа лектория: «Конструируя универсум. Искусство и наука в эпоху Возрождения» заместителя заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва) Марины Лопуховой, а также «Глубокие медиа» художника, теоретика искусства, ведущего специалиста Балтийского филиала ГМИИ имени А.С. Пушкина (Калининград) Дмитрия Булатова.
Второй день – день «Арсенала» начался с диалога математика (проректора по научной работе ННГУ Михаила Иванченко) и музыковеда (кандидата искусствоведения Ксении Ануфриевой) – «Искусственный интеллект и музыка».
Лекцию «О стереотипах профессии искусствоведа» прочла известный арт-блогер, искусствовед Софья Багдасарова.
Заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе Илья Доронченков погрузил аудиторию в период становления одного из самых ярких отечественных кураторов в мире искусства – Сергея Дягилева.
Творческая встреча «Стихи и стихия» с Александром Пономаревым, художником и член-корреспондентом Российской академии художеств позволила почувствовать энергию и метафизику масштабных экспериментов, реализуемых автором по всему свету, в самых знаковых и порою труднодоступных местах (Арктика, Камчатка, Египет, Венеция, Марокко).
Кроме того, участники Форума имели возможность поучаствовать в краткосрочной программе повышения квалификации «Арт-медиация и кураторские стратегии: универсум науки и искусства», а также «Мастерской ренессансного опыта» — квесте для абитуриентов Высшей школы искусств и дизайна ННГУ, который даёт возможность получить дополнительные баллы при поступлении на одну из программ магистратуры: «Медиарт и искусственный интеллект» и «Менеджмент культуры и музеев».
Третий день Форума начался с кураторской экскурсии Евгения Стрелкова на площадке «БиоАртЛаб», но уже для участников форума.
Затем в конференц-центре Фундаментальной библиотеки ННГУ состоялся лабораторный практикум «Эстетика науки». Модератором стал старший научный сотрудник Института прикладной физики РАН, заместитель декана Высшей школы общей и прикладной физики ННГУ Михаил Викторов. После практикума участники переместились в ИПФ РАН, где для них была организована экскурсия по лабораториям Института.
Завершился Форум науки и искусства «Универсум» в Парке науки ННГУ лекцией художника, ведущего специалиста Балтийского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина художника, теоретика искусства, ведущего специалиста Балтийского филиала ГМИИ имени А.С. Пушкина (Калининград) Дмитрия Булатова «Art&Science: топосы генетического искусства».
На площадках Форума были организованы онлайн-трансляции первого (первая часть, вторая часть), второго дней.
Больше информации и фотографий — в нашем сообществе ВК.
Фото: Анастасия Пономарева, Андрей Скворцов