Художественно-эстетическое просвещение общества, поддержка кустарных производств, подготовка кадров для художественной промышленности активно обсуждались в Нижегородском Народном университете еще в 1918 г.
Напомним, что Нижегородский Городской Народный университет, от которого ведет свою историю Университет Лобачевского, был открыт по инициативе общественности 17 января 1916 г. и стал первым высшим учебным заведением г. Н. Новгорода. Изначально в нем была заложена идея «универсума» — он давал возможность получать высшее образование и просто слушать лекции по самым разным дисциплинам. Читать лекции сюда приезжали историки, физики, математики, химики, экономисты, юристы, филологи из Москвы и Санкт-Петербурга, были привлечены лучшие силы преподавателей нижегородских средних учебных заведений.
Городская дума. 1900-е гг. Здесь в 1916 г. был открыт Нижегородский Городской Народный университет. Из фондов Музея ННГУ
После Октябрьской революции 1917 г. Народный университет продолжал существование, многие преподаватели остались на своих постах и вместе с обществом переживали исторический перелом. Университет видел свою роль в качестве «рассадника» просвещения, необходимого для смягчения нравов, воспитания здоровой, идейной и нравственной личности, в том числе и из народа.
В Университете действовали гуманитарное и естественно-математическое отделения, отдельные курсы по академическим дисциплинам, курсы политической пропаганды и подготовки служащих милиции, электротехнические курсы и др.
В 1918 г. группа преподавателей, имеющих художественное образование (их возглавил инженер, архитектор, профессор А.Н. Кугушев, приехавший в г. Н. Новгород в 1916 г. с эвакуированным Варшавским политехническим институтом), выступила с инициативой создания при Народном университете отделения изящных искусств. Они понимали, что в то непростое время Гражданской войны, голода и болезней, лишений, озлобления, именно приобщение к прекрасному может стать мощной оздоравливающей силой, как для каждого отдельного человека, так и для всего общества.
Они писали в пояснительной записке по созданию отделения: «Идейной бодрости и силы духа, дающей возможность перенести материальные невзгоды, нет у нашего среднего обывателя, так как нет того фактора, который мог бы дать эту бодрость, а именно – чувства красоты вокруг нас и внутри нас, чувства, дающего возможность и в бедственном материальном положении «чувствовать себя равным богам», прекрасным в прекрасной природе».
Инициаторами была разработана комплексная программа эстетического просвещения, которая включала в себя: 1) организацию при Народном университете специального отделения изящных искусств «и приложения их к промышленности», включающего, кроме постоянных учебных курсов, также краткосрочные ремесленно-художественные курсы и курсы для учителей по охране художественной старины и памятников искусства; 2) организацию лекций по вопросам искусства как в Н. Новгороде, так и в губернии; 3) устройство экскурсий по музеям и достопримечательным местам, имеющим художественное значение; 4) устройство выставок по различным отраслям искусства как в Н. Новгороде, так и в губернии; 5) охрану памятников искусства и старины, содействие устройству обществ любителей художеств, художественно-промышленных музеев и школ в районах кустарной промышленности; 6) выпуск доступных по цене иллюстрированных изданий, посвященных художественным сокровищам Нижегородского края.
На отделении изящных искусств при Народном университете мыслились такие направления подготовки, как живопись, скульптура, архитектура, художественная промышленность и художественная репродукция. Для поступления на отделение нужно было «знание русского языка и уменье рисовать простой орнамент», принимались лица «обоего пола и всяких возрастов».
Обучение на отделении изящных искусств предполагало 3 курса, по окончании которых выдавалось удостоверение не только о профессиональном образовании художника, скульптора, архитектора и художника-репродуктора, а и о праве преподавательской деятельности в средних учебных заведениях.
Учебная программа состояла из таких дисциплин, как история искусства, анатомия, начертательная геометрия, наглядная перспектива, теория теней, фотография, иконография, педагогика, строительное искусство, технология репродукций и т.п.
Обязательно предполагалось прохождение практики – на стройках, рисование на природе, участие в художественных выставках. Художественно-промышленное отделение должно было состоять из различных мастерских – керамической, резьбы по дереву и камню, формовки и отливки из гипса и металла, декораций и стенной живописи и др. Мастерская художественной репродукции планировалась в составе подотделов литографии, офорта, акватинты и гравюры на дереве, цинкографии, фототипии и др.
Обучение изящным искусствам должно было быть платным, чтобы окупить расходы на создание отделения: зарплату преподавателей и заведующих отделениями, закупку учебных пособий, плату натурщикам и т.п.
Предполагалось, что на первый курс живописно-скульптурного отделения будут зачислены 100 человек, промышленного – 30, архитектурного – 60, на отделение репродукции – 20 человек.
Для подготовки к поступлению при Народном университете также планировали устройство общеобразовательной и художественной школы, состоящей из 2-х ступеней и также предполагавшей плату за посещение в размере 80 руб. с человека в год. При школе должны были вестись теоретические и практические занятия, обучение различным ремеслам – резьбе и выжиганию по дереву, столярному делу, чеканке по металлу, лакировочной живописи, игрушечному производству.
К сожалению, этому проекту не суждено было воплотиться в реальность. Вскоре Народный университет вместе с Варшавским (тогда уже Нижегородским) политехом вошел в состав Нижегородского государственного университета, открытого 25 июня 1918 г. В его приоритетах была подготовка кадров для практического переустройства промышленности и сельского хозяйства, освоения природных ресурсов, развития точных и естественных наук.
Идея создания факультета все же, пусть и через сто с лишним лет, неожиданно получила новое прочтение в виде Высшей школы искусств и дизайна. В сентябре 2022 г. в составе Университета Лобачевского появился новый факультет. Это стало возможным в рамках реализации стратегического проекта «Креативная личность» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Открываемые направления тоже получили новое видение: дизайн и медиа, музей и креативные кластеры, театр и новая классика, философия искусства.
Автор материала: Надежда Смолина, кандидат исторических наук, ведущий специалист по учебно-методической работе Высшей школы искусств и дизайна Университета Лобачевского.