22 марта 2024 года в Нижнем Новгороде проходил Форум науки и искусства «Универсум», организаторами которого традиционно выступили Университет Лобачевского и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ, Арсенал). Со-организаторами форума этого года стали Национальный исследовательский Томский государственный университет и Сибирский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина. Кураторы форума: Анна Гор, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по региональному развитию и Елена Шлиенкова, декан Высшей школы искусств и дизайна (на правах факультета) Университета Лобачевского.
Тема Второго Форума науки и искусства «Универсум» – «ЭКСПЕДИЦИЯ». Границы познания и границы территорий, за которыми скрыты новые смыслы, находки, открытия. Мы продолжаем наш поиск формулы идеального Университета как территории связей, соединения наук, исследующих различные аспекты Вселенной, с науками, изучающими человека в этой Вселенной. Каков инструментарий исследователя? Какие маршруты он выбирает? Как формируется его научный аппарат и меняется оптика восприятия в новых реалиях? Настоящий ученый и художник – первооткрыватели. Каждый из них готов рисковать жизнью и репутацией, чтобы докопаться до истины и принести ценный трофей. А убедиться в своей правоте возможно только лично, только двинувшись в путь, не останавливаясь, не сомневаясь. И так до бесконечности.
«Экспедиция — очень важная позиция для любого человека, потому что, в сущности, каждый из нас находится в экспедиции, проживая свою жизнь, осмысливая ее, изучая, смотря на нее изнутри и со стороны и двигаясь по заданной траектории. Очень многие науки используют ее как тип исследования. И это не просто получение новых знаний, но еще и особое эмоциональное состояние, драйв в новых для исследователя условиях, иногда сложных. Это выход из зоны комфорта для получения неожиданных специфических знаний, которые приведут к открытиям. Думаю, в эти два дня нас ждут открытия в смежных дисциплинах», — отметила заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина по региональному развитию Анна Гор.
Универсум 2024 года прошел в период завершения трехчастного выставочного проекта Арсенала, посвященного трем большим периодам в истории искусства «Названо Вазари. Готика – Возрождение – Маньеризм» (2021-2024). Несмотря на условность деления периодов, третья часть «Маньеризм» – рубеж XV-XVI веков отсылает нас ко времени Великих географических открытий, изучению, культурному обмену и столкновению разных миров, укладов и цивилизаций. Это период интеллектуального пиршества для ученых, исследователей, путешественников, художников, период глобальных трансформаций и формирования коллекций, заложивших основы фондов многих современных музеев, в том числе, университетских. Проект «Названо Вазари» является для нас еще одним ключом межкультурной и трансдисциплинарной коммуникации и универсальной стратегии взаимодействия мира науки и искусства.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. Университет
22 марта состоялось официальное открытие форума. Как отметила в своем приветствии министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова, самые интересные проекты рождаются на стыке музейных и театральных практик, науки и искусства, и форум «Универсум» — именно такой.
«В научных работах и в произведениях искусства мы изучаем, исследуем, раскрываем одни и те же темы, но подход и результат — разные. И если говорить о точке, где наука и искусство сходятся максимально близко, то это, конечно, музей. Неслучайно именно филиалы Пушкинского музея и университеты — основа форума. Не сомневаюсь в том, что эти дни обмена опытом, познания нового вдохновят на новые проекты и серьезную работу участников и из Нижнего Новгорода, и из Томска», — отметила Наталья Суханова.
И.о. ректора, проректор по науке и инновациям ННГУ им. Н. И. Лобачевского Михаил Грязнов подчеркнул значение ставшего уже традиционным форума для развития научного и художественного познания мира и выделил две ключевые цели мероприятия.
«Первая цель — популяризация науки, технологий, искусства. Вторая — поиск механизмов, инструментов взаимодействия академического научного сообщества и представителей сферы искусства. И на этом пути наш университет сделал большой шаг, создав в 2022 году новый факультет — Высшую школу искусств и дизайна. Это новая площадка, на которой и происходит диалог науки и искусства. Мы надеемся, что это будет не только образовательное подразделение, но и научный центр, где можно реализовывать сложные мультидисциплинарные проекты. У ННГУ есть все возможности, чтобы организовать такое взаимодействие. В настоящее время мы ведем 350 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в самых разных областях — от философии и филологии до квантовых технологий и космической связи».
Форум шел синхронно в формате телемоста на площадках двух городов Нижнего Новгорода и Томска и собрал в первый день работы более 600 участников и представителей 14 вузов из разных городов и регионов страны: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Казань, Оренбург, Тольятти, Северск, Челябинск и др.
«В прошлом году, на I Форуме, мы договорились со всеми руководителями филиалов ГМИИ им. А. С. Пушкина о том, что „Универсум“ надо делать сетевым и кочевым — надо перемещаться между регионами, в которых находятся как раз исследовательские университеты и филиалы Пушкинского музея», — рассказала исполняющая обязанности декана Высшей школы искусств и дизайна ННГУ им. Н. И. Лобачевского, куратор форума Елена Шлиенкова.
На официальном открытии форума проректор по науке и инновациям Михаил Грязнов вручил Анне Гор благодарственное письмо ректора за активную и действенную помощь в осуществлении учебной и научной деятельности ННГУ.
Открыла деловую программу панельная дискуссия в формате телемоста с коллегами из Томска «Границы познания. Экспедиция как метод исследования». Модератор – Александр Пономарев, действительный член Российской академии художеств, основатель и комиссар первой Биеннале современного искусства в Антарктиде (Москва). Участниками дискуссии стали: Мария Ведунова, доктор биологических наук, профессор, директор института биологии и биомедицины, заведующая кафедрой общей и медицинской генетики ННГУ (Нижний Новгород); Татьяна Ильина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина, руководитель Гермонасской археологической экспедиции, хранитель памятников прикладного искусства и коллекции слепков (Москва); Татьяна Мартынова, главный хранитель Музея-архива Д.И. Менделеева, СПбГУ, главный редактор журнала «Музей», издательство «Панорама» (Санкт-Петербург); Ирина Баканова, кандидат филологических наук, доцент, директор Музейного центра, профессор кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ (Москва); Сергей Кирпотин, профессор, директор Центра превосходства «БиоКлимЛанд» ТГУ (Томск); Наталья Александрова, кандидат исторических наук, заведующая отделом рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва); Карлыгаш Сергазина, кандидат исторических наук, учёный секретарь Федерального центра гуманитарных практик, доцент кафедры истории религии УНЦИР РГГУ (Москва).
Второй телемост молодых популяризаторов науки и искусства был посвящен теме «Границы территории. Маршруты и навигация». Модератор — Татьяна Мартынова, главный хранитель Музея-архива Д.И. Менделеева, СПбГУ, главный редактор журнала «Музей», издательство «Панорама» (Санкт-Петербург)». Участники представляли одну из пяти предложенных сфер: космос-топос-логос-полис-природа.
Команда Нижнего Новгорода:
КОСМОС — Евгений Кипелкин, студент химического факультета (фундаментальная и прикладная химия) ННГУ, лектор Российского Общества «Знание», резидент Парка Науки ННГУ; ПОЛИС — Степан Грозов, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории социальной антропологии, представитель Центра междисциплинарных антропологических и социокультурных исследований института международных отношений и мировой истории, ассистент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук ННГУ; ПРИРОДА — Евгения Федорова, хранитель музейных предметов отдела учета фондов Музея ННГУ.
Команда Томска:
ЛОГОС — Елена Яркова, кандидат филологических наук, ассистент кафедры романо-германской филологии, старший научный сотрудник лаборатории «Компаративистика и имагология» филологического факультета ТГУ; ТОПОС —Кирилл Полищук, лаборант палеонтологического музея геолого-географического факультета ТГУ; ПРИРОДА — Алексей Редникин, младший научный сотрудник научно-производственной лаборатории инженерных изысканий и технологий природопользования Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) ТГУ.
Деловая часть программы завершилась встречей с Екатериной Беляевой, руководителем Центра новых образовательных программ, руководителем магистратуры «Технологическое искусство» (ArtTECH) НИТУ «МИСиС» (Москва), где речь шла об экспедиции как способе работы с культурной идентичностью региона на примере проектов технологического и научного искусства.
Первый день форума финишировал специальной музыкальной программой — лекцией-концертом «Музыкальная этнография: от экспедиции до трансляции» от фольклорно-этнографического ансамбля «Синий Лен» п/у Елены Тихомировой, лауреата международных и всероссийских конкурсов (Нижний Новгород). Модератор музыкальной программы форума — Ксения Ануфриева, кандидат искусствоведения, куратор музыкальных проектов Арсенала.
В фонде ансамбля – более 150 дипломов о победах в конкурсах различного уровня. В творческие задачи коллектива входят изучение и исполнение традиционных нижегородских песен, наигрышей, хороводов, обрядов в их подлинном аутентичном виде. Участники ансамбля ездят в экспедиции, собирают фольклорный материал, расшифровывают и исполняют, создают фольклорные программы. В рамках «Универсума 2024» ансамбль представил в живой интерактивной форме взаимодействия со зрителями результаты своих экспедиций.
На площадке Университета была организована онлайн-трансляция первого дня форума. В связи с отменой массовых мероприятий 23 и 24 марта в Арсенале были произведены студийные записи ряда экспертных встреч.
Участники Форума также имели возможность поучаствовать в очной части краткосрочной программы повышения квалификации «Арт-медиация и кураторские стратегии: универсум науки и искусства» (72 часа). Заочная часть программы включает в себя серию лекций и встреч с экспертами форума в апреле 2024 г.: Никита Шангин, Почетный архитектор РФ, лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» (2000), гран-при Международного фестиваля «Зодчество» (2005), «Хрустальный Дедал», профессор МАрхИ (2010-2020) (Москва); Татьяна Мартынова, главный хранитель Музея-архива Д.И. Менделеева СПбГУ, главный редактор журнала «Музей», издательство «Панорама» (Санкт-Петербург); Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки «Названо Вазари. Маньеризм» (Москва); Иван Гринько, доктор исторических наук, главный научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва). По итогам обучения зарегистрированные на программу участники получат удостоверение о повышении квалификации ННГУ.
Еще один бонус для участников «Универсума» — «Мастерская опыта Маньеризма» — квест для абитуриентов Высшей школы искусств и дизайна (на правах факультета), который даёт возможность получить дополнительные баллы при поступлении на одну из программ магистратуры: «Медиаарт и искусственный интеллект» и «Менеджмент культуры и музеев», а также направление «Дизайн» уровня бакалавриата, открываемого в этом году в ННГУ.
По итогам работы Форума будет опубликован очередной сборник материалов (индексация в РИНЦ) по следующим темам:
Статьи принимаются до 30 июня 2024 года после регистрации и проверки на соответствие тематике сборника.
Проведение Форума планировалось в течение двух дней – 22 и 23 марта одновременно в двух городах – в Нижнем Новгороде на площадках ННГУ и Арсенала и в Томске в ТГУ и Кабинете Пушкинского, а также 24 марта в нижегородском Доме архитектора в рамках параллельной программы. К сожалению трагические события, произошедшие 22 марта в Подмосковье в «Крокус Сити Холл», не позволили полноценно реализовать всю событийную программу. Наши сердца с теми, кто пережил и продолжает переживать эту катастрофу.