1 декабря 2022 г. на площадке Парке науки “Лобачевский Lab” ННГУ прошла лекция “Дизайн как форма жизни” и.о. декана Высшей школы искусств и дизайна Елены Шлиенковой.
Слова британского режиссера Питера Гринуэя, сказанные им в одном интервью, как нельзя лучше раскрывают общий контекст состоявшегося разговора: “…сейчас со всеми технологиями мы можем говорить о трёх типах человека: тот, кто задаёт систему языка, тот, кто укрепляет язык, и тот, кто избавляется от этого языка” (Собака.ру, 2012). По его мнению самое сильное влияние в этой триаде принадлежит представителям американского и европейского кинематографа соответственно: от Гриффита, Уэллса и Уорхола до Эйзенштейна, Феллини и Годара. В тоже время сам Гринуэй, как блестящий перформер вместе с командой кураторов в 2007-м году на площадке Триеннале дизайна в Милане попытался ответить на другой вопрос: “Что же такое итальянский дизайн?”. Выбранная ими формула “одержимости” опиралась на семь навязчивых идей в конкретном отрезке времени – в две тысячи лет истории материального и нематериального наследия страны, взятых для общего экспозиционного нарратива. До сих пор – этот прием, на взгляд лектора, один из лучших в попытке интерпретации роли дизайна в жизни одной из величайших культур, подаривших нам европейский канон.
“Мир как текст” – единственная возможная модель реальности, по мнению Жака Дерриды, автора концепции деконструкции, здесь работает буквально. Затягивает зрителя то в теорию игры, карнавальную культуру и уличный театр, то растворяет в кинематографе и величайшей архитектуре, то выводит на технологический Олимп и тут же выбрасывает за рамку “высоких образцов”, как только речь заходит, например, о пластике и “клетке для жилья”.
Тема “прото” и “мета” звучали в лекции как общий рефрен “новых форм сосуществования людей друг с другом, людей с технологиями, общества с природой”. Новые формы зрелищности, искусства как новой вещности, понятия “художественность” и “проектность”, “когнитивная ригидность” и “транскультурная и визуальная грамотность”, “метадизайн” и “метавселенная”, “экосистемное мышление” и будущее креативности – стали предметом анализа и своеобразной поэтизации современной проектной культуры.