A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Новости - Коммерсант. Нижегородская область нуждается в кураторах искусства

Коммерсант. Нижегородская область нуждается в кураторах искусства

И.о. декана ВШ ИиД ННГУ – о новом для вуза направлении в сфере культуры и искусства для издательства «Коммерсантъ»

Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) создает Высшую школу искусств и дизайна. Новое для вуза направление объединит научное сообщество, профессионалов креативных индустрий и бизнеса для обучения управленческих кадров в сфере культуры и искусства. К 2030 году вуз рассчитывает стать центром экспериментального искусства и культурных инноваций с новыми возможностями для фундаментальных исследований и проектных задач. Какой будет Высшая школа, рассказала ее руководитель Елена Шлиенкова.

— Как было принято решение о создании нового направления?

— Университет Лобачевского участвует в программе стратегического лидерства «Приоритет 2030» по направлению «Исследовательское лидерство». Программа предусматривает реализацию четырех глобальных стратегических проектов, один их которых называется «Креативная личность». Именно в нем заложена глобальная задача развития креативных индустрий в регионе и появление профильного структурного подразделения.

ННГУ — один из крупнейших университетов Приволжья, но в его классической модели обучения до настоящего времени не было важного компонента, отвечающего за сферу искусства.

Практически во всех «больших» университетах — лидерах мировых и национальных рейтингов — такие факультеты или департаменты присутствуют. Интересен тот факт, что начиная с XIII века в Парижском университете как образце для других европейских университетов обучение стартовало именно с факультета искусств, после чего можно было выбирать специализацию на других факультетах. Нижегородская область в последние годы становится источником невероятного количества событий, инициатив и проектов в сфере искусства и культуры, сохранения и реновации исторического наследия, появления музейных, туристических, IT-кластеров. Это место силы и вдохновения для многих. Плотность культурной среды все больше нуждается в создателях авторского контента, новых форматах и непрерывной системе творческого образования.

— Университет традиционно специализируется на точных науках. Сложно ли будет развивать, по сути, абсолютно новую ветвь гуманитарного направления, которой прежде ННГУ не занимался?

— Создавать Высшую школу искусств и дизайна в таком вузе непросто и поэтому интересно. Даже обсуждение концепции факультета показало специфику восприятия этой темы как коллегами внутри университета, так и в профессиональном сообществе. Культурный контекст в Нижнем Новгороде тоже неоднороден: от ярких экспериментов и проектов, способных конкурировать с лучшими из лучших на федеральном и мировом уровнях, до отторжения новых подходов и идей. Значит город живой, он неравнодушен к происходящему в нем. Что касается Университета Лобачевского, то это поистине народный университет, многие поколения считают его своей alma mater. В то же время существует явный запрос у профессионалов в сфере креативных индустрий в объединяющем центре. А поскольку образование и самообразование — естественная потребность каждого, кто занят делом, мы можем усилить потенциал междисциплинарной коллаборации на базе нового факультета.

— Какие основные направления выбрала для себя новая школа искусств и дизайна?

— К 2030 году мы планируем поэтапно запустить несколько образовательных программ в рамках четырех отделений: дизайн и медиа, музей и креативные кластеры, театр и новая классика, теория и история искусства. Стартуем с трех магистерских в следующем году. Каждая программа будет иметь модульный принцип, например медиаарт и искусственный интеллект, и курировать их будут академический и технологический партнеры.

Уникальность нашей школы — в синергии фундаментальных и прикладных направлений, создании новых образцов на стыке науки и искусства, трансфере наукоемких технологий.

Нам важен диалог различных специалистов. Ведь спектакль — это не только актер или солист на сцене: важна роль каждого — от автора и режиссера до продюсера и бэкстейдж-специалиста. Если речь идет о биомедицине, то прорывные открытия «заземляются» на ту или иную технологию, выбор материалов при проектировании, например, протезов, специального оборудования, среды, в которой работают медики и находятся пациенты.

— Кто еще будет помогать ННГУ в развитии нового направления?

— С самого начала мы активно обсуждали концепцию нового подразделения и формировали запрос с правительством региона, с ВВФ ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал). Свой интерес к возможностям новой образовательной площадки проявили Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина и АНО «Центр 800». Подписано соглашение о сотрудничестве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. С компанией Dreamlaser и Институтом информационных технологий, математики и механики ННГУ мы работали над контентом совместной программы. Нам важен опыт тех, кто запускал свои проекты, технологические и творческие бизнесы, кто открывал новые ниши и становился трендсеттером. В то же время мы бы хотели видеть в команде философов и теоретиков искусства и науки, исследователей и визионеров, кураторов и арт-директоров, представителей сферы дизайна и архитектуры, театра и медиа.

— Кого вы видите слушателями Высшей школы искусств и дизайна?

— Если посмотреть на лидеров креативных индустрий, то среди них немало людей с фундаментальным образованием: физики, математики, IT-специалисты. С одной стороны, это некий парадокс, с другой — это люди одновременно с системным и абстрактным мышлением. Поэтому мы ждем тех, кто готов к сложным задачам и проектному режиму нон-стоп. Все направления подготовки потребуют разных навыков.

Все новости