Лекции, интенсивы, опять лекции. Нестандартные форматы обучения и максимальное погружение в предмет
🌅 19-20 сентября в рамках курса 🌅 “Цветоведение и колористика” состоялся практикум под чутким кураторством Александра УВАРОВА, кандидата искусствоведения, промышленного дизайнера и художника (Москва). Приглашаем вас немного погрузиться в атмосферу прошедших занятий, что стали прекрасным мастер-классом не только для студентов, но и коллег. И это только старт курса. 🌅
Мы много говорим о форме предмета, но крайне мало о цвете, хотя совершенно очевидно, что цвет является одной из ключевых характеристик предметного мира. Практика по курсу «Цветоведение и колористика», которая прошла у дизайнеров-графиков первого курса, была необычной. Это не «азбучное» изучение цвета, а попытка понять, как цвет действительно участвует в нашей повседневной жизни, как мы чувствуем и понимаем его.
Студентам было предложено проанализировать цветовую среду того места, которое им не просто знакомо, а именно то, что они помнят до мелочей. Та точка на карте, с которой их связывают какие-то особые чувства, события. То место, где они могли встречать рассвет или любоваться закатом. Место, что они проходили каждый день по одному и тому же маршруту, замечали одни и те же вещи. Нашей задачей было проанализировать цвет предметов в определенной локации, в конкретный период времени. Посмотреть, как меняется цвет домов, неба, травы, понять насколько больше и разнообразнее может быть «цвет», чем мы привыкли думать.
Так получается, что мы воспринимаем цвет условно. Мы договариваемся со своим сознанием «присваивать» предметам определенные характеристики, фиксировать «объективный цвет». Однако этого объективного цвета не существует
Есть цвет, воспринимаемый нами в зависимости от реальных условий, времени дня и года, погоды, влажности воздуха, осадков и даже пыли. Цвет всегда зависит от множества факторов, его нельзя воспринимать в отрыве от контекста. Постоянные изменения цвета мы и старались исследовать на нашем практикуме. Моне, Марке, Синьяк, Ротко и Кляйн стали проводниками в нашей работе. Они показали то, как цвет меняется в зависимости от средового контекста, как привычные нам желтые поля, могут становиться голубыми, как рождаются дополнительные цвета и даже как может появиться цвет там, где его нет.
Для дизайнера одной из главных проблем становится визуальное восприятие и в рамках практической работы мы сами стали и исследователями, и испытуемыми. Мы говорили, рассказывали и зарисовывали наши чувства, чувства, которые вызывает цвет.
Автор текста и ведущий курса:
Александр УВАРОВ (Москва), кандидат искусствоведения, академик Национальной академии дизайна, промышленный и экодизайнер, приглашенный преподаватель Высшей школы искусств и дизайна Университета Лобачевского