«Черный квадрат»? Подумаешь, шедевр! Я тоже так могу». Скорее всего, многим из вас приходилось слышать подобное мнение от друзей и знакомых.
О том, почему «Черный квадрат» Казимира МАЛЕВИЧА – выдающееся произведение отечественного и мирового искусства, сколько существует «Черных квадратов» и как должны отвечать на подобные суждения профессионалы, студенты 1 курса программы «Графический дизайн» узнали на лекции искусствоведа, преподавателя ВШ ИиД, советника директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Анны ГОР. Лекция состоялась в рамках курса «Теория и история искусств».
Анна Марковна рассказала о творческой биографии Казимира МАЛЕВИЧА, о футуристических выставках, организованных при его участии и ставших вехами становления авангардного искусства.
История отечественного авангарда является важнейшей частью истории мирового искусства, система его выразительных средств лежит в основе современного дизайна. Это было время смелых художественных экспериментов, пересмотра устоявшихся методов работы, опрокидывания авторитетов.
«Черный квадрат» стал символом супрематизма – нового направления в искусстве, предполагавшего полный отказ от предметности, выход за пределы форм, высшую, и в то же время последнюю точку в развитии живописного языка. Теоретико-философское обоснование супрематизм также нашел в работах МАЛЕВИЧА, ставших классикой искусствоведческой мысли.
Начало и завершение, увлекающая глубина и бесконечный источник смыслов, четыре стороны света и четыре измерения, черный цвет как полное отсутствие цвета – такие ассоциации рождались у первокурсников в процессе интерпретации известного произведения.
Благодарим Анну ГОР за содержательные лекции, а команду ВВФ ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) за возможность погружения в профессиональную среду.